47. Апокалиптическое «число зверя» шестьсот шестьдесят шесть
Одно из самых знаменитых мест Апокалипсиса – это «число
зверя» 666 (Апокалипсис 13). Сегодня считается, что 666– «число Антихриста» и
вообще «очень плохое». Такое представление возникло, по-видимому, ещё в XVII
веке благодаря многочисленным толкованиям об Антихристе, напечатанным при
первых Романовых. В частности, данный вопрос подробно обсуждается в «Книге о
Вере», изданной в Москве в 1648 году, на третьем году царствования Алексея Михайловича.
Однако мы знаем, что старые тексты, написанные в одной
религиозной общине, и соответствующим образом эмоционально окрашенные, могли
впоследствии восприниматься представителями противоположного лагеря «как свои».
При этом «плохие» менялись местами с «хорошими» и наоборот. Скажем, текст о
Христе, написанный его противниками, представляет Христа отрицательно. Яркий
пример – уже знакомая нам «История» Никиты Хониата, в которой император
Андроник-Христос напрямую назван ЗВЕРЕМ. Та же «зверская терминология» прочно закрепилась
за Андроником и на страницах многих других европейских хроник, например, у Робера
де Клари [117]. Подобным образом характеризуют Андроника и некоторые
западноевропейские историки XIX века, например, Ф. Грегоровиус. Он выражался
так: «Преисполненный злодеяний, купающийся в крови тиран Андроник» [39], с. 118
– 119. Выше мы уже приводили примеры негативной оценки Андроника-Христа
историками определённого лагеря. Так оценивали Христа его враги.
Вернёмся в средние века. Впоследствии, уже после широкой победы
христианства такие враждебные тексты, рисующие некоего злобного зверя, могли
быть восприняты не как рассказ о Христе, а наоборот, как повествование об
«Антихристе». Представьте себе позднего христианского автора, читающего старую
летопись, написанную в лагере Исаака Ангела и излагающую «ужасные деяния зверя
Андроника». Вряд ли он отождествит такое описание с Андроником-Христом. Скорее
наоборот, воспримет как повесть об Антихристе. Так повествования о Христе могли
превращаться в тексты об Антихристе. И мы должны это учитывать.
Почему мы говорим здесь об этом? Дело в том, что вычисленный
нами выше год рождения Христа, а именно 1152 год н.э., в старых летописях,
использующих обычное и широко распространённое византийско-русское
летосчисление «от Адама», должен был записываться как 6660 год. В самом деле:
5508 + 1152 = 6660. Но в старой записи «ноль» не писался, см. ХРОН4, гл. 13:5.
Поэтому дата 6660 записывалась с помощью ТРЁХ БУКВ-ШЕСТЁРОК – в разрядах тысяч,
сотен и десятков, соответственно. Число 666 записывается теми же тремя
буквами-шестёрками, поскольку буквенные обозначения шестёрки в рязряде тысяч и
единиц были одинаковы. На рис. 2.97 показано – как изображались два числа: 666
и 6660 в старой славянской записи, то есть при помощи букв. Ясно видно, что
небольшая путаница легко превращает число 6660 в число 666. Это происходит,
если у шестёрки в разряде тысяч подтёрся «хвостик», обозначающий тысячу. Или же
переписчик решил, что такой знак поставлен здесь по ошибке. Тогда шестёрка из
разряда тысяч переходит в шестёрку из разряда единиц и переставляется на правое
место. Получается число 666. Повторим ещё раз, что в старой записи два числа,
состоящие из трёх шестёрок, пусть даже в разных разрядах, легко путались.
Рис. 2.97. Числа 6666 и 666, записанные славянскими
буквами.
Есть ещё только один год, который может считаться 666-м
годом. А именно, 6666 год, поскольку обозначение тысячи могли опускать и
записывать его просто как 666 год. Но 6666 год от Адама – это 1158 год н.э., то
есть всё равно очень близкий к 1152 году н.э. Возникает вопрос – случайно ли
такое совпадение? То есть случайно ли дата Рождества Христова: 1152 год н.э., –
записанная, повторим, по стандартной византийско-христианской эре, как 666[0]
год, – практически совпадает с апокалиптическим «числом зверя» 666? Скорее
всего, нет.
Наше мнение таково. Как мы показали уже несколько лет назад
в наших предыдущих работах, текст Апокалипсиса был создан не ранее 1486 года
н.э., поскольку именно эта дата была зашифрована в нём. Напомним, что дата «1486
год» записана в Апокалипсисе с помощью гороскопа. Гороскоп, записанный с
помощью символики, имеющей чёткий астрономический смысл, был обнаружен в
Апокалипсисе ещё Н. А. Морозовым в 1914 году. Подробности см. [МЕТ1], ХРОН1,
гл. 3 и в нашей книге «Какой сейчас век?».
Следовательно, для автора Апокалипсиса события XII века были
уже весьма старыми событиями более чем двухсотлетней давности. В его
распоряжении вполне могли оказаться старые тексты, созданные в лагере врагов
Андроника-Христа, которые хронист ошибочно воспринял как христианские. Но само
собой разумеется, что под описанным в них «зверем» поздний автор стал
подразумевать уже не Христа, а Антихриста. Не этим ли объясняется, что
апокалиптический зверь, «число которого 666», имеет «рога, подобные агнчим»
(Апокалипсис 13:11), то есть подобные рогам Агнца, изображающего Христа? Кроме
того, слабый намёк на Христа содержится в утверждении, что «зверь» был
смертельно ранен, «но эта смертельная рана исцелела» (Апокалипсис 13:3). То
есть делается намёк на Воскресение Христа? Более того, всем живущим на земле
«зверь» приказывает, «чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча
и жив» (Апокалипсис 13:14). Это весьма напоминает христианские иконы (образа),
на которых Христос представлен умирающим с раной в боку от удара копьём, а
затем – воскресающим. Такой текст мог быть написан и в лагере противников
христианства в XIV веке, которые были против икон Христа. А в XV веке такой
текст мог быть процитирован в Апокалипсисе просто уже по непониманию сути дела.
Стали создаваться и широко распространяться бесчисленные изображения «зверя»,
см., например, рис. 2.98.
Рис. 2.98. Гравюра А. Дюрера, изображающая
апокалиптического зверя-дракона. Справа – семиголовое чудище с венцами на
головах. Слева – зверь с рогами как у Агнца. В таком виде, в виде «зверя»,
изображали Андроника-Христа его враги. Взято из [171], гравюра 117.
Впоследствии указанное место из Апокалипсиса было непомерно
раздуто. Как только ни толковали «ужасное число 666»! По-видимому, подобные
настроения возникли не случайно. Они были спровоцированы сверху. Мы имеем в
виду уже упомянутую «Книгу о Вере» 1648 года и другие многочисленные
произведения об Антихристе. В 1876 году некоторые из них были собраны и
перепечатаны отдельной большой книгой под названием «Книга об Антихристе» [77].
В романовской «Книге о Вере» 1648 года в частности
утверждается, что будто бы через несколько лет, в 1666 году н.э., следует
ожидать конца света, поскольку 666 – число Антихриста. А именно, говорится
следующее: «Дети последняя година есть, якоже слышасте яко Антихрист грядет, и
ныне Антихристи мнози, о правде! Яко много предотечев, но и сам уже близ есть
по числу еже о нём, 666. Число бо человеческо есть Антихристово. Кто весть, аще
в сих летех, 1666-х, явственых предотечех его, или того самого не укажет» [78],
лист 270.
Подчеркнём, что книга была издана отнюдь не подпольно, а по
царскому указу, с благословения патриарха. Похоже, что в то время кому-то
требовалось возбудить общество, подняв его нервозность. Интересно было бы
разобраться в подлинных целях такой акции. Во всяком случае, она действительно
удалась, и разговоры о «плохом числе 666» не сходят со страниц печати в по сей
день. Снимают кинофильмы и т.п.
Дадим некое предварительное объяснение, естественно
возникающее в свете нашей реконструкции. В начале XVII века раскололась Великая
Империя с метрополией на Руси. Очень многим в России это не нравилось. Многие
хотели возврата старого. На первых порах сопротивление общества было подавлено
военной силой. Но пришедшим к власти новым людям требовались средства более
длительного воздействия, ослабляющие или убивающие в зародыше желание сопротивляться.
Такие средства известны. Как правило, – идеологическое давление, направляющее
силы общества в ложное русло. Внушив людям мысль о скором конце света, ловкие
Романовы достигли цели. У многих опустились руки. Зачем волноваться о судьбе
«Монгольской» Империи, если через 15 – 20 лет всё равно наступит конец света?
Обращают на себя внимание слова Апокалипсиса, относящиеся к
«зверю, число которого 666». Говорится следующее: «И он сделает то, что всем,
малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет НАЧЕРТАНИЕ
НА ПРАВУЮ РУКУ ИЛИ НА ЧЕЛО ИХ… Здесь мудрость» (Апокалипсис 13:16). Эти слова
можно, конечно, понимать по-разному, и многие толкуют их в самом отрицательном
смысле. Но всё же нельзя не отметить, что слова – «знамение на правой руке и на
челе» – удивительно напоминают обычное христианское крестное знаменье, то есть
обычай креститься. Крестное знаменье в церковных книгах описывалось буквально
такими же словами: правую руку положить на чело, потом на живот, затем на
правое плечо, потом – на левое [78]. Апокалиптическое «знаменье» напоминает
первые слова этого описания.
Крайне любопытным становится теперь следующее место из
«Книги о Вере». Утверждается, что существовал некий Апокалипсис святого Андрея,
в котором христианам было предписано ВСЕГДА НОСИТЬ НА СЕБЕ КРЕСТ. Имеется в
виду нательный крест. Мы цитируем: «Святый Андрей, во Апокалипси, от сих выше
помяненных благопотребных вин конечне крест Христов правоверным всегда носити
на себе повелевает. Сим бо знамением благочестивии от неверных разделяемся»
[78], лист 73. Но тогда получается, что существовал не только Апокалипсис
Иоанна, всем сегодня известный, но и другой Апокалипсис – святого Андрея. В
котором правоверным повелевалось носить на себе христианское знаменье – крест.
Не вошёл ли соответствующий фрагмент Апокалипсиса святого Андрея в перевёрнутом
с ног на голову виде в современную редакцию Апокалипсиса Иоанна?
В «Библейской Руси» и ХРОН6, Приложении 2, мы уже писали,
что в рукописной церковно-славянской Кормчей 1620 года, хранящейся в Отделе
Рукописей Российской Государственной Библиотеки (г. Москва), рукопись Ф.
256/238, лист 232, при перечислении священных книг Ветхого и Нового Заветов
упоминаются как две различные книги: «конечное Иоанново Откровение» и
«Апокалипсий». Но «Откровение Иоанна» – это современный Апокалипсис, именно так
именуемый в каноническом издании.
Следовательно, был ещё и другой Апокалипсис. Может быть,
имелся в виду Апокалипсис святого Андрея. Сегодня, по-видимому, он утрачен. Но,
как мы показали выше, некоторые его отрывки, скорее всего, вошли в современную
редакцию Апокалипсиса Иоанна в искажённом виде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий